Экспериментальная археология

Экспериментальная археология – одна из отраслей археологической науки, суть которой – проверка функциональности предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи. И, как следствие, – воссоздание  материальной и духовной жизни людей прошлого. Благодаря экспериментальной археологии стало возможным детально изучить процессы изготовления каменных орудий, производства керамики, технологию деревообработки, строительства, промысла и многого другого.

Ещё несколько сотен лет назад люди не знали, откуда появляются те или иные предметы в земле и для чего они нужны. Объяснения порой носили фантастический характер. Некоторые полагали, что каменные топоры и рубила появляются в тех местах, где молния ударила в землю, а античные вазы и амфоры, найденные в земле, – дело рук гномов. Но были и учёные, которые с помощью эксперимента объяснили происхождение и назначение этих предметов. Например, немецкий учёный Андреас Альберт Роде в начале XVIII века изготовил кремниевый топор, чтобы доказать, что каменные орудия произведены человеком, а не природой, а его соотечественник Якоб фон Меллен, занимался воссоздание древней керамики Северной Германии.

Первые серьёзные опыты по воссозданию орудий труда были предприняты в середине XIX в. в Дании. В 1874 году археологи на съезде в Копенгагене имели возможность увидеть деревянную постройку, срубленную исключительно каменными орудиями. В ХХ веке экспериментальная археология бурно развивалась, особенно в странах западной Европы и США. В 1922 г. рождается новая форма археологического эксперимента – создание поселений, соответствующих определенной эпохе. Так, например, в Швейцарии было воссоздано поселение каменного и бронзового веков, где усилиями экспериментаторов воссоздается жизнь людей далекого прошлого. Сейчас на этом месте находится один из крупнейших швейцарских музеев под открытым небом. Одним из основных условий чистоты подобных экспериментов является по возможности полное ограничение воздействия со стороны современной цивилизации. В августе 1956 года было проведено сожжение модели древнего дома. Дом был построен точно по плану его древнего прообраза, в его интерьере были помещены точные копии древних предметов и пища. Пожар был снят на кинопленку вплоть до угасания, а пепелище оставлено нетронутым для будущих археологов. 

Развитие экспериментальной археологии в СССР стало набирать популярность в 1950-е годы, со школы ленинградского археолога Сергея Аристарховича Семёнова, который является основоположником трасологического метода (изучение функций орудий по следам, оставшимся на них) изучения функций каменных орудий. Под его руководством предпринимались экспедиции с экспериментальной программой. Студенты вместе с преподавателями часть года проводили в отдаленных районах в условиях, близких к первобытным. С.А. Семёнов проверил функциональность каменного топора и других орудий для обработки дерева. После сотен опытов он воссоздал технику создания ручных рубил, кремневых наконечников, кинжалов из кости; определил, какие инструменты служили для очистки кожи, резания мяса и т.д. Он даже смог выяснить, в какой руке древний мастер держал скребок – в правой или левой.

Тем не менее, как бы не старались археологи экспериментального направления привносить свои знания в массы, современные стереотипы всё ещё заключаются в том, что древние люди были примитивными и убогими. «Жизнь была тяжёлой и полной опасностей», «имея несовершенные орудия труда», «борьба за существование» - все эти фразы взяты из советского учебника Ф.П. Коровкина по Истории древнего мира, где в первой главе, посвящённой древнейшим людям, можно увидеть много фраз, которые стали давно не актуальными. В современных учебниках они завуалированы, но самой информации по эпохе крайне мало, в то время как 99, 99% нашей истории как человека разумного составляет каменный век. В это время зарождается и развивается наша материальная и духовная культура.

Несмотря на активное развитие в последнее время, экспериментальное моделирование является относительно новым методологическим подходом. Археологический эксперимент существует в отечественной и зарубежной практике уже далеко не одно десятилетие. В действительности, учёные-экспериментаторы развеивают много мифов и спорных моментов, связанных с древностью. Они по крупицам воссоздают различные предметы и процессы древности, тем самым существенно помогая академической археологии. Ведь в основе любой воссозданию лежат данные, полученные в ходе исследований конкретных археологических объектов. Информация приходит из публикаций, научных конференций, из личного общения с учёными. 

В ходе эксперимента учёные живут как люди отдалённых эпох, постигая древние ремёсла и восстанавливая забытые технологии: проводят сезонные сельскохозяйственные работы, осваивают металлургию, строят жилища и живут в них, шьют одежду, делают украшения и многое другое. Эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые предметы, незначительные следы своей деятельности и немногочисленные отрывки письменных документов.

В ходе экспериментов изготавливают артефакты для исследования отходов производства; так, при изготовлении каменных орудий определяют количество и размещение полученных сколов и сравнивают их с отложениями на исследуемом археологическом памятнике. Существуют эксперименты, направленные на определение эффективности различных производственных операций, как в случае, когда специалисты по экспериментальной археологии, изучая историю освоения жителями Новой Гвинеи стального топора, использовали для рубки деревьев топоры и из стали, и из камня. Сравнив затраты времени и степень износа орудий в том и другом случае, они получили представление о возможных причинах заимствования новогвинейцами стальных топоров. Эксперименты еще одного вида проливают свет на процесс превращения обитаемого поселения в археологический памятник; так, археологи сжигали модели неолитических хижин или сооружали копии земляных построек, чтобы исследовать, как они изменяются под воздействием эрозии и других природных факторов.

Существует несколько направлений в экспериментальной археологии. Ранее других стали производить эксперименты по изготовлению и использованию орудий труда из камня. Накоплен значительный опыт по воссозданию гончарных изделий (состав теста, различные техники изготовления, орнамент). Воссоздалось ткачество, кузнечное ремесло, ювелирное дело и др. Воссоздавался сельскохозяйственный цикл, выводились древние породы домашних животных. Во всем мире существуют несколько десятков экспериментальных поселений, в которых воссозданы жилища и хозяйственные постройки, характерные для различных исторических эпох. Некоторые из поселений функционируют - в них поселились исследователи, выясняющие на практике, как жили люди в неолите или раннем железном веке. 

Экспериментальная археология много дает истории, результаты экспериментального моделирования порой довольно грубо разрушают некоторые общепринятые иллюзии по поводу тех или иных аспектов древнего быта, производства, промысла и др. Здесь главное опираться на сведения из разных источников – письменных (если такие имеются), археологических и географических данных, возможности сырьевой базы и т.д. Этнографическая аналогия также помогает раскрыть и дополнить картину доисторического прошлого, ведь в некоторых местах еще сейчас живут или жили совсем недавно люди, находящиеся на первобытном уровне. Сама аналогия — это способ мышления, который предполагает, что если объекты имеют схожие атрибуты, то у них есть также и другие похожие черты. Она включает в себя использование какого-либо известного идентифицируемого явления для идентификации неизвестных более широкого похожего типа. Большинство простых аналогий основано на технологии, стиле и функции артефактов, как они определяются археологически. Однако такие аналогии, основанные на мнении людей, могут быть недостоверными.

Археологи и специалисты смежных наук используют эксперименты при поисках археологических памятников в полевых условиях (поиск), при раскопках и извлечении на поверхность, защите находок от разрушения и вредного воздействия среды (консервация), при анализе состава находок, описании их форм, способа производства, применения и датировки. И наконец, эксперименты помогают составить из этих осколков познания общую картину человеческой истории. Таким образом, эксперимент стал мощным союзником археологов в их общении с безмолвными вещами.

Исторические эксперименты привлекают внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии, экологии и ряда других наук. Отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их многофункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и ВУЗов. Они выступают в роли координационных центров в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической воссозданию. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической воссозданию, является Центр экспериментальной археологии в Лейре в Дании.

Сильное впечатление производят на современного зрителя экспозиции музеев под открытым небом, где на фоне воссозданного культурного ландшафта можно стать свидетелем событий, которые вполне могли бы происходить в далеком прошлом. В последнее время возникает ряд историко-этнографических и археологических музеев, специализирующихся на различных видах воссозданию. Данное направление получает общественное признание и всестороннюю поддержку во многих странах мира.

Экспериментальная археология идёт бок о бок с методами исторического моделирования и исторической воссозданию. Это методы активного, деятельного, практического изучения истории, методы, позволяющие лучше узнать и понять своих далеких предков, а значит, лучше узнать и понять самих себя.

Международные экспериментальные исследовательские проекты, а также изучение и моделирование технологий древнего населения осуществляется при участии всемирной ассоциации экспериментальной археологии EXARC.

Консолидация сил, заинтересованных в моделировании явлений и процессов прошлого позволяет современным исследователям  осуществлять широкий круг многопрофильных задач включая научную и научно-популярную деятельность, создание музейных экспозиций и реплик артефактов, образование школьников и студентов, участие в туристических и благотворительных проектах.

Научные эксперименты в данной отрасли значительно обогатили представления о жизни древнего населения нашей страны.

В материале публикации использован текст Тамара Година