ШЛЕМ УЖАСА

Символ двенадцатиконечного (и более – кратно четырем) креста получил в Средневековье условное обобщающее название Эгисхъяльм, «Шлем Ужаса» (др.-исл. Ægishjalmur). Эддическое предание ассоциирует это имя с одним из сокровищ дракона Фафнира, доставшихся победившему его Сигурду. Но в Эдде мы встречаем только имя, а прорисовки символа – в существенно более поздних исландских колдовских книгах.

Однако сама данная графема, хорошо известная современным поклонникам нордической Традиции, гораздо древнее и того, и другого источника. Уже в V тысячелетии до н.э. эры мы встречаем аналогичные символы на керамике центральноевропейских народов – параллельно со свастикой и «крестом в круге», праобразом «кельтского креста». Это обладающие центральной симметрией символы, каждая «ветвь» которых продолжает ветвиться по мере удаления от центра. В более поздние времена – в эпохи бронзы, железа, а потом и в Средневековье – аналогичные символы известны в древностях самых разных народов - скифов, славян и балтов, германцев, кельтов и т.д.

В собственно Скандинавии в относительно позднее время двенадцатиконечный крест нередко рассматривался как объединение четырех рун Maðr, развернутых под прямым углом друг к другу. По большому счету, это и есть простейшая форма символов ряда «Шлема Ужаса». В позднесредневековой Исландии этому знаку приписывали самые разные свойства: от «охраняет от всех несчастий» до «завоевать любовь девушки».
Со временем (по большей части – в Исландии) возникли и сложные формы «Шлемов», развившиеся из простых за счет усложнения «ветвления» каждого из лучей, а также – за счет удвоения числа базовых лучей (восемь вместо четырех). Некоторые из таких символов называются в исландских рукописях непосредственно Эгисхъяльм, другие получили собственные имена.

В поздних исландских трактатах можно найти десятки различных способов и целей применения гальдраставов этого класса:
- «чтобы на тебя не могли навести наваждение»,
- «чтобы тролли не заездили твоего коня»,
- «дабы избежать любого ущерба, особенно – от черной магии»,
- «чтобы получить желаемое»,
- «против колдовства»,
- «для победы над врагом»,
- «от гнева хёвдинга»,
- «чтобы вернуться невредимым из путешествия» и т.д.

Невозможно не заметить, что при всем многообразии этих формулировок абсолютное большинство из них так или иначе связано с обеспечением неуязвимости «пользователя». Это действительно своего рода «лейтмотив» - правда, не единственный…

Как уже упоминалось, древнегерманская традиция называет «Шлемом Ужаса» одно из сокровищ мудрого змея Фафнира:

«У него был шлем-страшило, которого боялось все живое…»
«Речи Регина», Старшая Эдда

(«Шлем-страшило» - несколько неуклюжий корсуновский перевод исландского словосочетания «Шлем Ужаса» или «Шлем Устрашения».)

«[Фафнир] сказал:
Шлем-страшило
носил я всегда,
на золоте лежа;
всех сильнее
себя я считал,
с кем бы ни встретился».
«Речи Фафнира», Старшая Эдда

Мифологический артефакт, принадлежавший некогда одному из последних драконов, и ряд символов, используемых человеческими магами, объединяет не только название. Согласно преданию, ни один боец не мог встать против надевшего шлем Фафнира; гальдраставы, о которых мы говорим, имеют близкую функцию.

Леонид Кораблев в одной из своих работ приводит ряд интереснейших фактов об употреблении словосочетания «Шлем Ужаса» в древнеисландском:
- «нести Шлем Ужаса перед кем-либо» = «устрашать, угнетать кого-либо»;
- «иметь Шлем Ужаса в глазах» = «обладать магической силой взгляда».

Главное, не забывать о технике безопасности и побочных эффектах!

[Сигурд] сказал:
Змей могучий,
шипел ты громко
и храбрым ты был;
оттого сильнее
людей ненавидел,
что шлемом владел ты.
«Речи Фафнира», Старшая Эдда

Более полно у Андрея Платова здесь http://anton-platov.livejournal.com/42478.htmlи здесь 
http://anton-platov.livejournal.com/42620.html#comments

И немного дополнений с другого сайта.

Сегодня принято считать, согласно тому уровню развития, на котором стоит человечество, что Эгисхьяльмы защищают своего обладателя потому, что внушают любому нападающему чувство ужаса. Иными словами получается, что импульс агрессии, исходящий от нападающего, преобразуется Эгисхьяльмом и направляется на агрессора, внушая ему «невиданный» страх.

Важным моментом является то, что Эгисхьяльмы всегда носили на лбу. Считалось, что их питает особая, так называемая «змеиная» сила, исходящая оттуда, именно она дает символу возможность формировать защитный вихрь.

Шлемы Ужаса строятся на основе креста, составленного из четырех Рун Альгиз. Направленный во все стороны, этот отражающий импульс создаёт вихрь, наделённый соответствующим намерением. Эта база дополняется другими руническими символами, дополняющими и видоизменяющими основную идею.

Хотя главной задачей Эгисхьяльмов является активная защита, но эти знаки можно создавать с любой целью. Их общей способностью является отражение и перенаправление вихрей, поэтому при правильном их использовании они не только защитят от чужой воли, но и могут «отпугнуть» любые другие разрушительные вихри, направляющиеся на носителя. Шлем Ужаса отразит все «отрицательное» волшебство, направленное на владельца и пошлет его назад. 

Векторы, собранные в вихрь – острый, как лезвие, точный и могучий. Поэтому магия Эгисхьяльмов требует большой осторожности и внимательности при их создании, иначе знак будет отражать не только плохие, но и хорошие влияния, а кроме того – может покалечить любого, кто направит свою волю в направлении оператора – в том числе и любящих его людей, посылающих к нему импульсы добра: отразив и трансформировав эти импульсы может обратить их во вред автору.
Отсюда http://mifologies.ru

#Шлем_ужаса #Эгисхъяльм #Эгисхьяльм #Агисхъяльм