Аркона

На море, на Океане, на острове Буяне стоит бел горюч камень Алатырь, под тем камнем сокрыта сила могучая и силе той нет конца…

Эти строчки знает любой образованный человек благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Его няня Арина Родионовна рассказала ему о царе Салтане, об острове Буяне. В наши дни мало у кого остается сомнений, что в действительности речь идет об острове Руян и его удивительных храмах. Всё больше становится фактов подтверждающих, что Новгород основали варяги, как переселенцы с южной и восточной Балтики, правда тогда еще это море имело свое настоящее название, и было Варяжским. Поэтому под островом Буян А.С. Пушкин понимал именно современный Рюген. Причем Новый город был так назван, потому что столица древлян называлась Старгород. Ныне это немецкий Ольденбург.

Связь с историческим островом Руян просматривается на каждой странице Сказки о Царе Салтане. Так дорога к острову: «Мимо острова Буяна к царству славного Салтана», это ни что иное, как знаменитый путь «Из варяг в греки» и дальше на восток к Византии, находившейся к моменту захвата острова датчанами под властью турецкого султана. Так и тридцать три богатыря являются калькой с трехсот воинов храма Свентовита, охранявших остров от врагов, даже тот факт, что тридцать три богатыря являются братьями подчеркивает, связь воинства и братства храма Свентовита на Руяне.

Позднее традиция по охране города именно тремястами воинами была перенесена в Великий Новгород, в котором верховная власть принадлежала не вечу, как это принято думать, а именно высшему совету из трехсот воинов, которым подчинялся посадник, князь и епископ. Они принимали все важнейшие решения в Новгородской республике и только потом они выносились на утверждение вечем. Очевидно, что А.С. Пушкин знал гораздо больше, чем хотел сказать.

Современные историки с большим скрипом признают, что остров Буян, это упоминавшийся в русских былинах современный остров Рюген, расположенный в Германии около города, с названием Росток. Населял этот остров народ Раны, которые были одними из родоначальников знаменитых варягов, народа воинов, покоривших всю средневековую Европу. Причем, как пишет энциклопедия «История Европы», уже в девятом веке племя Ранов с острова Руян, считалось самым бесстрашным на всех землях, окружавших Варяжское море, поэтому и заставило все близлежащие государства варяжских земель платить им дань. Например, одно из сильнейших скандинавских государств того времени Дания исправно платило дань Руяну. Однако даже не блестящими воинскими подвигами был знаменит остров и не эти заслуги делают его прототипом легендарного Буяна. Самой главным для Буяна являлась город-крепость Аркона. Собственно одна из главных причин, по которой Раны покорили окрестные народы, была в, том, что их соседи по Варяжскому морю, не без основания считали, что жители Руяна напрямую общаются с Богами. Которые помогают им в ратных делах, предсказывая поражение или победу, а нередко и сами выступают во главе армии руян.

Аркона или как его называли датчане – Яромарсбург, город и политический центр племени руян. Город Аркона просуществовал до 12-го века. Он описан в датско-саксонской грамматике и в архивах датчан. "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей…"

Затем идет описание идола Святовита (в конце описания храма, «Святовит - так называется статуя»):  В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две — со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали.

К середине 13 века Аркона и ее храмовые комплексы стали настолько богаты и влиятельны, что на них обратили внимание латиняне. Все кто приезжал за советом к Свентовиту оставляли у него богатые дары. А племена, воюющие под знаменами Арконы, третью часть своей добычи передавали храму. В каждом сражении, в котором участвовали раны от имени Свентовита воевали триста отборных профессиональных воинов на белых лошадях с золотыми поясами, передавая всю свою добычу в случае победы храму Свентовита. Такое положение дел сильно раздражало ватикан, которые в Арконе видели одного из своих главных конкурентов, и врагов распространения христианства в северной Европе. Папские епископы даже прозвали остров «седалищем идолослужения».

В 1168 году город Аркона был разгромлен объединённым войском латинян и датчанами при короле Вальдемаре I, который победил руянского князя Яромира. 1185 камней из Яромарсберга были использованы для строительства церкви в Альтенкирхене на полуострове Витт. В Альтенкирхене до сих пор есть «камень Свантевитштейна». Летописцы писали: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом» и в «Истории Каменской епархии», XVII век: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом»

Тем не менее, еще долгие годы после сражения, на острове тлел огонь сопротивления, периодически перерастая в открытые стычки с властями. Именно по этой причине, хотя остров и перешел в юрисдикцию Дании им продолжали управлять короли славянского происхождения. Полностью славянское правление на острове пресеклось лишь в  1325 году.

После этого остров сначала стал частью Померании, в середине XVII века отошёл к Швеции, а с 1815 года по решению Венского конгресса Рюген стал принадлежать Пруссии. Во времена ГДР, остров был возвращен советским военным, там расположилась военная база до 1992 года.