ЭТНОПЕДАГОГИКА И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Историко-культурный центр "Варяжский двор" наряду с набирающим обороты направлением в экспериментальной археологии и безусловным лидерством, как объект туристского притяжения в регионе, давно и прочно взял курс на образовательную составляющую в своей деятельности.
Сегодня немного академических размышлений об этнопедагогике и народной педагогике - уверены, что мы на правильном пути в отстаивании и сохранении традиционных ценностей России.

Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений – один из наиболее значимых вопросов современной педагогической науки, ведь сегодняшние школьники – это будущее нашей страны. По мнению М.А. Петренко, духовность, прежде всего, проявляет себя в том, что человек способен и имеет желание пересечь границу узкособственнических интересов, принять широту и глубину собственного сознания как данность, открыть значимость для себя антропологической задачи встречи с другим сознанием, обнаружить многообразие явлений в мире, и попытаться понять смысл этих явлений, проведя их через призму таких ценностей как совесть, стыд, долг, ответственность, сострадание, любовь, красота и возвышенность помыслов, мудрость и милосердие. Иными словами, духовность связана с высшим уровнем развития сознания личности. И, конечно же, воспитание духовно-нравственной личности неразрывно связано с культурным опытом народа, его ценностями и идеалами, с его историческим прошлым. Изучением этих проблем занимались многие исследователи, стоявшие у истоков формирования особого направления в педагогической науке – этнопедагогики. Этническая культура, по определению этнологов, – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества . Этнопедагогика – это наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей, она исследует морально-этические воззрения на исконные ценности народа. Основу этнопедагогики составляют простые истины, которые семья воспитывает в ребенке с самого детства: это скромность, вежливость, уважение к старшим, высокая нравственность и правдивость – именно те нравственные качества, которых, к сожалению, не хватает современному обществу. В современном мире в условиях глобализации, когда существует угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под влиянием всеохватывающего процесса унификации, этнопедагогика приобретает особое значение. Она играет принципиально важную роль в сохранении и трансляции культурного опыта народа и формировании его этнического самосознания.
Но впервые как самостоятельная область научного знания этнопедагогика была рассмотрена в монографии Г.Н.Волкова, которая вышла в 1974 году. В своей книге «Этнопедагогика» академик Г.Н. Волков не только даёт развёрнутое определение этому научному понятию, но и делает теоретическое описание этнопедагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки. Им же было сделано разграничение и уточнение таких понятий, как «этнопедагогика» и «народная педагогика». Так, этнопедагогика определяется как область теоретических исследований, а народная педагогика относится к опыту народного воспитания, его идеям и средствам. Г.Н. Волков дает следующее определение этнопедагогики: «Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации». Народная педагогика определяется им как объект этнопедагогики, то есть совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Народная педагогика также заключает в себе многовековую бытовую культуру и опыт воспитания.