Вагры - славяне Шлезвиг-Гольштейна

В наши дни не является секретом, тот факт, что не менее трети современной Германии в Среднике века в период с V в. по  XIII в. занимали полабские славяне. Этнически они очень близки к полякам, чехам, словакам. Полабскими их называли от того, что на западе их территории граничили с рекой Лабой (ныне Эльба) и притоком реки Салы (ныне Зале). То есть жили «по Лабе». На востоке граница полабских славян была  до реки Водры (ныне Одера). На севере — до Балтийского моря, на юге — до Рудных гор (сейчас это граница между Саксонией и Богемией). Полабские славяне имели три крупных племенных союза: лужичане (этот народ существует до сих пор), лютичи и ободриты (бодричи).

Вагры, обитавшие на полуострове Вагрия, входило в союз ободритов. Возможно что, «вагры» - это германский вариант их наименование, поскольку некоторые немецкие специалисты считают, что оно означает «живущие на море». Известен и другой вариант названия племени — варины, только не совсем понятно, что это означает. Кроме того, в немецких летописях встречается слово «вары», так же относящееся к этому племени.

Столицей вагров был Стариград (он же Старгард), что понятно как «Старый город». Сейчас это небольшой немецкий городок Ольденбург-ин-Хольштайн. Дословно переводится как  «Старый город в Гольштейне». То есть название было просто переведено на немецкий язык.

Христианский миссионер XII века Гельмольд из Босау писал в своих «Славянских хрониках», что Старгард был в прежние времена населён «храбрейшими мужами», которые легко и охотно вступали в войны с германскими соседями — данами и саксами.

Кроме того, современный немецкий город в этой земле Лютенбург также был славянским. Первый корень его названия «лютен» имеет явно славянское происхождение и был распространён в различных наименованиях. Можно вспомнить про другой племенной союз — лютичей, например. Корень — тот же.

Однако в  XII веке графство Гольштейн при поддержке Ватикана используя хитрость и вероломство победило вагров и завоевало их территории. После чего славяне были полностью ассимилированы.

Не трудно заметить, что слова «вагр» и «варяг» на слух очень схожи. Возможно по этой причине еще в XVI веке возникла гипотеза о том, что приглашённые «наводить порядок» на Русь варяги были на самом деле ваграми, а никакими не скандинавами-викингами. То есть они были ближайшими родственниками восточных славян — западными славянами. Именно поэтому они легко поняли друг друга и быстро ассимилировались среди местных славян. Впервые эту теорию озвучил австрийский барон, историк-путешественник Сигизмунд Герберштейн. Он был в Московии в первой половине  XVI века, где ознакомился с русскими рукописями. И сделал такой вывод на основании того, что русские называли Балтийское море Варяжским. Именно на берегу этого моря жили вагры. С ним был согласен немецкий учёный Себастиан Мюнстер, а также английский историк XIX века Томас Шор. Последний писал, что славянское слово «варины», английское слово «варинги» и позднее русское слово «варяги» - это одно и тоже. Этой теории придерживался ныне покойный историк Аполлон Кузьмин и его ученик Вячеслав Фомин. Тем не менее, не смотря на довольно серьезную аргументацию среди официальной европейской исторической науки никто открыто эту теорию  активно не поддерживает. Иначе тогда необходимо признать за латинянами геноцид славянского народа, а так и до пересмотра истории не в пользу евроцентризма можно договориться.

При этом надо понимать, что термины викинги и варяги вообще никак не связаны между собой. Викингами саги называли тех, кто откровенно занимался пиратством на море или грабежом прибрежных территорий. У русских летописцев термин варяги носит однозначно этническую окраску. Варяги, как и скандинавские викинги, приходили по морю на Русь, но это не означает никак, что на Руси слово «варяг» было тождественно скандинавскому слову «викинг». В русских летописях варяги выступают как отдельный народ, отличный от шведов и норвежцев. Но в науке под воздействием западной историографии  сложилось представление о том, что единственным «морским» народом на Балтике могли быть только скандинавы или северные германоязычные народы. Поэтому, игнорируя указания летописей, варяги по умолчанию отождествляются со скандинавами. В реальности это вообще не соответствует древним источникам.  И если Карамзину на заре XIX века было простительно допускать такие ошибки, основанные на плохом знании источников, то современным профессорам и академикам это совсем не к лицу.

О том, что кроме скандинавов, прекрасными мореходами были южнобалтийские славяне, убедительно свидетельствуют западные латиноязычные источники. Так, Адам Бременский, современник Нестора пишет: «Недалеко от области славян находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Первый из них называется Фембре. Он лежит напротив вагров, так что его, как Лолланн, можно видеть из Ольденбурга. Другой остров расположен напротив вильцев. Им владеют раны (или руны), могучее славянское племя. По закону без учета их мнения не принимают ни одного решения по общественным делам. Их так боятся по причине их близости к богам, вернее к демонам, поклонению которым они преданы более прочих. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из приезжих». (Адам Беменский IV, 18) Гельмольд южнобалтийских славян под общим названием винулов описывает как викингов. «Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море. Весь этот народ, преданный идолопоклонству, всегда странствующий и подвижной, промышляющий разбоем, постоянно беспокоит, с одной стороны, данов, с другой – саксов». (Гельмольд, Славянская хроника, I, 2) Адам и Гельмольд описывает южнобалтийских славян, как викингов. Причем нападающих на самих норманн - датчан.
В частности хорошо задокументированы свидетельства о рутенах, т.е. руси (по-другому еще ругах, ранах, руянах), с острова Рюген, как о викингах. В 1110 году произошло нападение с моря ругов на Любек, который был резиденцией в тот период ободритского князя Генриха. Об этом рассказывает Гельмольд.

«Но в то время, когда Генрих находился в городе Любеке, неожиданно пришло войско руян, или ран, и пройдя руслом Травны, окружило на кораблях (этот) город. Раны же, у других называемые рунами, - это кровожадное племя, обитающее в сердце моря, преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм. Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего местоположения. Народы, которые они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму». (Гельмольд, Славянская хроника I,36)
Гельмольд указывает на то, что и другие народы руги принуждают к выплате дани.  Они же, или кто-то из других южнобалтийских славянских племен приплывали и в новгородские земли за данью.

В 1127 году из-за принятия христианства щетинцами разгорелся конфликт с рутенами (как их называет Херборд), т.е. ругами. 32 . De bello inter Ruthenos et Stetinenses, et de victoria Stetinensium – О войне между рутенами (русью) и щетинцами, и о победе щетинцев. «Рутены беспокоили частыми нападками поморян и приводят в расстройство границы щетинцев военными кораблями. Поскольку и раз и два отражаемые они не хотели медлить с войной, щетинцы по решению совета общины начали готовить оружие, а с другой стороны, поспешили навстречу пришедшим объединенными силами. Но что больше? Рутены были рассеяны таким истреблением, и такое множество из них попало в плен, что те, кто смог убежать больше никогда не начинали войну с победителями. Щетинцы тогда прославили эту победу, приписали славу господу Иисусу Христу и его слуге Оттону, уже не боясь рутенов после этого, и вынудив также пленных к унизительным и довольно постыдным соглашениям».

Около 1129 года уже при князе Святополке город Любек опять подвергся нападению ругов с моря. На этот раз город был захвачен и разорен. Многим священникам еле удалось спастись. «Прошло немного времени, и вдруг на незащищенный кораблями город напали раны и разрушили его вместе с крепостью». (Гельмольд, Славянская хроника, I, 48)
Раны, также как и норманны, совершали морские походы и предпринимали неожиданные нападения с моря, на прибрежные города.  Во время междуусобицы в Дании руги вторглись в Ютландию и на Датские острова: был разрушен Орхус и руяне дошли до Роскилле. Лаланд платил им дань.

Датский король Вальдемар Великий после захвата власти в Дании начал упорную борьбу с ругами. Он вёл войну достаточно удачно. Ему удалось сколотить союз направленный против ругов. Союзником его в борьбе с вендами был Генрих Лев. Чтобы скрепить свои отношения, Вальдемар заключил с ним в 1164 году договор, в силу которого сын Вальдемара, Кнуд, должен был жениться на дочери Генриха Льва, а по её смерти в 1167 году — на сестре его Гертруде. В 1168 году датский король Вальдемар захватил остров Рюген и разрушил последнее славянское языческое святилище Аркону.

Однако захват острова Вальдемаром привел к конфликту с германским герцогом. В последующем столкновении германский герцог активно использовал морские навыки славян: «…герцог, побуждаемый гневом, призвал князей славянских и повелел, чтобы они отомстили данам. Будучи призваны, они сказали: «Мы готовы», - и с радостью повиновались ему, который послал их. И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и прорвались, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим данским островам и приморским областям. И разбойники опять отстроили свои корабли и заняли богатые острова в земле данской. И после длительного голода славяне (опять) насытились богатствами данов…От вернувшихся я слышал, что в Микиленбурге в рыночные дни насчитывалось данов до 700 душ, и все были выставлены на продажу, лишь бы только хватило покупателей» (Гельмольд, Славянская хроника,II, 13).

Попытка сына датского короля Христофора отомстить славянам ни к чему не привела. Ему удалось приплыть и разорить только приморскую часть Ольденбурга в стране вагров. Но как пишет Гельмольд : «Когда же даны возвращались, славяне пошли за ними следом и свой ущерб возместили местью, в десять раз большей». (Гельмольд, Славянская хроника,II, 13). И речь здесь идет о морских походах славян, так как в следующем за этим тексте Гельмольд делает следующее пояснение: «Данам нелегко обезопасить себя от нападения морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ. Выходя тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был у них так распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду и все свои богатства полагая в кораблях.» (Гельмольд, Славянская хроника,II, 13)
Гельмольд указывает, что балтийские славяне не только были прекрасными моряками, но и всю надежду и богатство свое полагали в кораблях.

О морском сражении (это сражение произошло 21 мая 1184 года) между поморским князем Богуславом и князем ругов Геромаром в союзе с датским флотом рассказывает Арнольд Любекский. Не только латинские хроники, но и скандинавские источники подтверждают, что южнобалтийские славяне были мореходами и викингами.
В «Саге об Олаве Трюггвасоне» рассказывается, что после того, как Олав потерпев поражение в битве с объединенными датско-шведско-норвежским флотом (9 сентября 1000 г.) бросился в море, появились слухи о том, что он якобы спасся на одном из вендских боевых кораблей, которые оставались в стороне от битвы. «Но тот вендский корабль, на котором были люди Астрид, поплыл прочь и вернулся в Страну Вендов. И вот сразу же многие стали рассказывать, то Олав конунг якобы сбросил с себя под водой кольчугу, вынырнул вдали от боевых кораблей и поплыл к вендскому кораблю, а люди Астрид доставили его на берег»( Саге об Олаве Трюггвасоне, СXII). Само сражение по одной из версий проходило возле острова Рюген.

Скандинавы вендов из города Волин даже называли отдельным термином йомсвикинги.В Саге о Йомсвикингах, которая изобилует многими выдуманными сюжетами рассказывается о том, что некий конунг Пальнатоки после нескольких лет викингских походов приплыл в Вендланд, т.е. страну вендов и получил от поморского князя Болеслава область, где он основал город Йомсборг. Этот город обычно отождествляют со славянским городом Волин. Конечно же, никакой скандинав не приплывал и не основывал город со славянским названием. Скандинавы не умели основывать города, нет никаких письменных известий об основании скандинавами городов в землях вендов, да и Волин был основан задолго до описываемых событий и населен был в подавляющем большинстве славянами, что подтверждают археологи. Это обычное преукрашение авторов саг, чтобы сделать героев рассказов более значимыми фигурами. В реальности, если Пальнатоки действительно и был в стране вендов, то скорее всего просто поступил на службу к поморскому князю Болеславу и возможно тот доверил ему часть своего флота, который стоял в Волине.

«В то время конунгом Вендланда был Бурицлейв. Он слышал о Пальнатоки и был обеспокоен его набегами, а Пальнатоки неизменно побеждал, и считалось, что он никому не уступит. Конунг решил послать людей, чтобы те нашли Пальнатоки и пригласили его к нему и сказали, что конунг будет ему другом. Конунг добавил к приглашению, что предлагает ему землю под названием Йом в его стране и обеспечит его поселение там, а за это Пальнатоки будет защищать свою округу и всю страну. Пальнатоки принял предложение и поселился там со своими людьми. Вскоре там был построен большой, хорошо укрепленный град. Часть города находилась на мысу и окружена была морем. Там была гавань, где могло разместиться триста шестьдесят длинных ладей, да так, что все они находились бы под прикрытием городских укреплений. Все там было устроено так хитро, что вход в гавань перекрывала большая каменная арка. На входе в бухту были установлены железные ворота, которые запирались изнутри. На вершине арки стояла башня, в которой были установлены катапульты. Город звался Йомсборг»(Сага о Йомсвикингах, XV).

О викингах из этого города далее сага сообщает: «Каждое лето они уходили в набеги на разные земли и стяжали славу. Они считались великими воинами, и им было мало равных в то время. Они были известны как йомсвикинги» (Сага о Йомсвикингах, XVI).
 «Сага об Олаве Святом» упоминает о сражений ярла Хакона с йомсвикингами:
«Когда прошло двенадцать лет с тех пор, как Эйрик ярл начал править. Норвегией, к нему приехал гонец от его шурина Кнута конунга датчан. Кнут просил, чтобы Эйрик со своим войском отправился с ним на запад в Англию, так как Эйрик очень прославился с тех пор, как он выиграл две битвы, равных которым не было в северных странах: первой была битва Хакона ярла и Эйрика с йомсвикингами, а второй – его битва с конунгом Олавом сыном Трюггви»(Сага об Олаве Святом, XXIV).

Битва с йомсвикингами произошла около 985 года. В это время флот вендов выступил на стороне датчан и напал на Норвегию. Эти события подробно описаны в «Саге об Олаве Трюггвасоне» и «Саге о Йомсвикингах». Как сообщает «Саге об Олаве Трюггвасоне», (гл. XXXV) к Свену Вилобородому прибыло 40 кораблей вендов вместе с другими скандинавскими кораблями. Вожди на тризне по погибшим дали обет совершить поход на Норвегию.

«Йомсвикинги направились со своим войском в Лимафьорд, а оттуда они вышли в море и приплыли в Агдир с шестьюдесятью кораблями. Затем они сразу же поплыли со своим войском на север в Рогаланд. Они начали разорять страну, как только оказались во владениях Хакона Ярла, и так поплыли на север вдоль побережья, все разоряя». (Сага об Олаве Трюггвасоне , XXXVII)

Битва ярла Хакона с йомсвикингами произошла возле залива Хьерунгаваг. Битва была ожесточенной. «Много народу гибло с обеих сторон, но гораздо больше гибло в войске Хакона, ибо йомсвикинги сражались храбро, смело и отчаянно и насквозь пробивали щиты оружием. На Хакона ярла натиск был так силен, что его кольчуга вся порвалась, и ему пришлось сбросить ее» (Сага об Олаве Трюггвасоне, XL). Численный перевес был на стороне ярла Хакона, кроме того ярл Сигвальди предал йомсвикингов и бежал. Хакону удалось одержать победу. Описывается даже отличие кораблей вендов: «У йомсвикингов корабли были крупнее и с более высоким бортом…»(Сага об Олаве Трюггвасоне, XLI). О том, что славяне участвовали в битве, следует из следующей висы:

Вендов Тунд(Один) кольчуги

Метил углем рети

В «Саге о Магнусе Добром» есть такие слова, которые произносит Магнус:
«А как вам ведомо, все датчане летом стали моими людьми. Теперь же страна не имеет правителя, ибо я уехал оттуда, и на нее, как вы знаете, совершают многочисленные нападения венды, куры и другие народы с Восточного Пути, а также и саксы» (Сага о Магнусе Добром, XXIII). Другими словами, на Данию во времена Магнуса Доброго нападают народы Восточного Пути, среди которых и южнобалтийские славяне - венды. В другой саге указывается, что эти венды (или винды) являются викингами."...стал Хакон там защищать страну от викингов, которые много грабили в Данавельди, - виндов и куров, и других жителей Аустрвега;" (Хульда-Хроккинскинна, 67).О Хаконе, сыне Сигурда, правнуке Харальда Прекрасноволосого сообщается: "Он воевал в Свиавельди и против гаутов, виндов и куров и всюду на востоке (вплоть) до Сюслы" (Красивая кожа, 15) Хакону с вендами приходилось сталкиваться даже в Швеции.

Выходит, что на Балтике скандинавы не были единственными мореходами и викингами. То, что только они могли приходить по морю на Русь является просто бездоказательной выдумкой безответственных историков.

На самом деле, южнобалтийские славяне были прекрасными мореходами, и зарекомендовали себя как опасные противники и конкуренты скандинавов на море. Именно они и являются настоящими варягами русских летописей.